Не как все. Почему европейцы ездят на хэтчбеках, а россияне – на седанах?

Изучая автомобильный рынок разных стран и континентов видно, что предпочтения россиян в автомобилях отличаются от европейских и тем более — от американских. Если экономные и ценящие комфорт европейцы в подавляющем большинстве ездят на миниатюрных хэтчбеках с пятью дверями, до отказа набитых электронными модулями, то заокеанские представители англо-саксонской культуры предпочитают рулить более масштабными автомобилями. Лидером продаж в Соединённых Штатах в течение многих лет остаётся Форд-пикап (сегодня это F-серия бессмертной машины). Что касается отечественных автомобилистов, то они отдают предпочтение седанам с компактной компоновкой и кроссоверам высокой проходимости.

Кроссоверы и седаны – лидеры российского рынка

Седан

По мнению топ-менеджера компании «Ниссан-Россия» В.Дмитриева, знание тех или иных национальных предпочтений позволяет автодилеру грамотно сформировать маркетинговую стратегию. Машина, продающаяся «на ура» в Токио, вовсе не обязательно будет пользоваться аналогичным спросом в Краснодаре. Необходимо учитывать черты национального характера и другие нюансы.

Так, если в автосалоне предлагается одна и та же модель с двумя типами кузова, то основная доля спроса обязательно придётся на седан. Например, все усилия дилеров продавать хэтчбеки Hyundai Solaris не увенчались успехом – народ требовал исключительно седаны, игнорируя доводы о компактности кузова, вместительной погрузочной платформе, образующейся после складывания задних сидений и т.д. Автокомпании даже пришлось снять хэтчбек с производства на своём санкт-петербургском заводе, заменив его кроссовером Creta.

Корни российской традиции

Изучая структуру спроса отечественного авторынка, нельзя не заметить, что первую десятку прочно заняли кроссоверы и седаны класса С1 (который был создан специально для России). Первые четыре позиции занимают седаны KIA Rio, LADA Granta, Hyundai Solaris  и LADA Vesta, далее идёт кроссовер Hyundai Creta, потом опять седан Volkswagen Polo и замыкают десятку кроссоверы Renault Duster, LADA XRAY, Chevrolet Niva и Renault Kaptur.

По словам эксперта автомаркетинга А.Кожухова, основным недостатком хэтчбеков в глазах российских покупателей является именно то, что в Европе служит их достоинством – небольшие габариты кузова. Компактные машины не вызывают уважения к их владельцам и не воспринимаются серьёзно. Этот стереотип сформировался ещё в советский период: первый отечественный хэтчбек «Запорожец» был самым доступным авто, на котором ездили преимущественно простые рабочие и студенты, тогда как люди с высоким социальным статусом передвигались исключительно на «Волгах». Люди помнят золотые годы СССР и проецируют устоявшиеся в прошлом стереотипы на современную действительность.

А что же Европа?

Хэтчбек

В Европе же, напротив, ценным качеством машины является компактный кузов, не создающий проблем при парковке и способный протискиваться в тесноте узких улочек. Вот почему Volkswagen Golf, который в России считается «женской» машиной, в ряде европейских стран является лидером автопродаж. Что же касается кроссоверов, то тут вкусы россиян и европейцев во многом совпадают. Первым авто, открывшим для Европы класс компактных кроссоверов, стал Nissan Qashqai, и с тех пор высокопроходимые и компактные SUV прочно завоевали сердца европейских автомобилистов.

Американцы любят большие машины

Что касается рынка Соединённых Штатов, то там царят совершенно другие условия. Открытые равнинные пространства, пересекаемые отличными дорогами, и дешёвый бензин обусловили любовь американцам к большим машинам. Как можно жить в загородном или пригородном доме без пикапа с его вместительным кузовом? В пикапах возят всё что угодно, от недельного запаса еды из супермаркета до мебели, газонокосилок и домашних животных. Если же американец живёт в городской квартире, то передвигается, как правило, в длинномерном седане, согласно традициям этой страны.