Новая система лишения прав за «проколы в правах»

проколы в правах

Недавно новоизбранная Госдума убедительным большинством проголосовала за то, чтобы многократных нарушителей можно было отстранять от вождения, фактически вернув в обиход советский метод «проколов в правах». Законопроект был принят лишь в первом чтении, но, поскольку «за» отдали свои голоса 403 депутата – есть все основания ожидать в скором времени законодательного закрепления этой нормы.

Что конкретно прописано в законопроекте

Уже с начала 2017 года в КоАП появится новая статья 12.38, в которой говорится о систематическом нарушении правил эксплуатации и управления ТС. Под словом «систематическое» следует понимать не менее трёх нарушений ПДД в год. Четвёртое нарушение станет последним, за которым последует изъятие прав водителя на год либо полтора года. Если же водитель продолжит езду, невзирая на лишение прав, то будет оштрафован на сумму от 10 до 30 тысяч рублей.

Правда, в законопроекте речь идёт только о нарушениях, выявляемых сотрудниками автоинспекции. Эксцессы, зарегистрированные автоматическими камерами, в счёт пока не пойдут. Исключение сделано только для камер, которые располагаются рядом с патрульными ГИБДД и установлены ими лично. Записи с этих камер вполне годятся в качестве доказательств, что нарушение правил всё же имело место.

За что можно будет лишиться прав?

Разумеется, за мелкие несоблюдения ПДД карающий меч правосудия усекать права не будет. Список проступков, подлежащих столь суровому наказанию, невелик, и в него вошли только серьёзные прегрешения. У вас отберут права, если вы систематически, т.е. более трёх раз в году, будете:

  • превышение скорости на 40 км/ч и больше;
  • проезд на красный свет либо не обращать внимания на сигналы уличного регулировщика;
  • игнорировать правила, регламентирующие поведение на ж/д переезде;
  • не пропускать на дороге машину, имеющую право первоочередного проезда, т.е. оснащённую «мигалкой» и со звуковым сигналом;
  • двигаться задним ходом, разворачиваться либо поворачивать налево там, где это запрещено;
  • выезжать на встречную полосу;
  • не уступать дорогу пешеходам там, где нет перехода, оснащённого светофором.

Как видим, нарушения, за которые водителей будут лишать прав, действительно серьёзны и несут угрозу здоровью, а нередко жизни сограждан.

А что говорят эксперты?

Эксперты высказывают вполне обоснованные сомнения, не станет ли новый закон использоваться непорядочными сотрудниками автоинспекции как ещё один повод для вымогательства. У В.Похмелкина, главы Движения автомобилистов, сложилось именно такое мнение. Он считает, что новый закон – это фактически возврат к балльной системе, поскольку наказание в виде лишения прав наступает только после «протокольной» фиксации нарушений, а итоги автоматической видеофиксации в нём не учитываются.

Повсеместное распространение видеокамер привело к существенному падению коррупционных доходов гаишников. Если принять закон в том виде, как это предлагается сейчас, нововведение опять вернёт нас во времена, когда приходилось откупаться от людей с полосатыми жезлами.

Кроме того, под ударом окажутся все те, кто сегодня работает за рулём. У них будет намного больше, чем у прочих водителей, возможностей получить «проколы» в виде протоколов, а значит, и лишиться рабочего места. Так считает бывший депутат ГД М.Брянчак.

«Смущает, что новый закон носит сугубо репрессивный характер. Никто не спорит, что наказания за грубые нарушения ПДД надо усиливать, что надо бороться с хамами на дорогах. Но при этом в новом законопроекте отсутствует какая-либо воспитательная составляющая. Например, почему бы не ввести для водителей, которые несколько раз в год нарушили ПДД, временные удостоверения с ограничениями? Ведь этот опыт давно доказал свою эффективность в других странах мира», — рассказал председатель правления НП «Гильдия автошкол» России Сергей Лобарев

«На самом деле этот законопроект не содержит ничего такого, что могло бы заставить беспокоиться подавляющую часть автомобилистов. Дело в том, что совпадение всех условий (три грубых нарушения, совершенные в течение года и зафиксированные инспектором ДПС) маловероятно, и, таким образом, этот законопроект коснется лишь самых отмороженных водителей, которых и так давно пора убрать из-за руля», — уверен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. При этом депутаты уже заявили, что они готовы доработать законопроект.

Откуда взяли идею

Система «трех дырок» использовалась еще в СССР. За нарушение ПДД водитель получал прокол в талоне предупреждений.

В 1993 году вместо протоколов ввели балльную систему — инспектор вписывал предупреждения во вкладыши к водительским правам. Например, за превышение скорости на 30 км/ч записывали 2 балла, а за проезд на красный свет — 3. Если в течение года водитель набирал 15 баллов, то его лишали прав на несколько месяцев.

В 1997 году такую систему отменили. Юристы смогли доказать, что получение штрафа одновременно с баллами и лишением прав относится к понятию «двойное наказание» за одно и то же нарушение, что противоречит 50 статье Конституции РФ – «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». С 1997 года эта статья не была изменена.

Если данный законопроект будет окончательно принят, то тогда, видимо, придется переписывать Конституцию. То есть балльная система будет законной только в том случае, если за штрафы не придется платить. Только в этом случае – это не двойное наказание.

Если вам нужно сделать тонировку и вы находитесь в северной части Москвы? Не проблема, приезжайте! Наша студия garage-style в САО, находится по адресу: ул. Беломорская, д.40